Журнал нивелирования поверхности грунтовой летной полосы

Документ без названия

Журнал нивелирования поверхности грунтовой летной полосы

ВВЕДЕНИЕ

В случаях, когда требуется составить план участка местности с возможно более точным изображением рельефа горизонталями, выполняют нивелирование поверхности этого участка.

Применяются такие способы нивелирования поверхности: параллельных линий, квадратов, полигонов и полярный.

Выбор того или другого способа зависит от характера местности и задачи, для решения которой производится нивелирование.

20.1. НИВЕЛИРОВАНИЕ СПОСОБОМ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ (ПОПЕРЕЧНИКОВ)

Наиболее часто используют при съемке притрассовой полосы вдоль дорог, каналов и других линейных объектов, а также в закрытой местности со слабовыраженным рельефом. Основой нивелирования является магистральный ход, прокладываемый либо в середине, либо по границе снимаемого участка.

Стороны магистрали измеряют землемерной лентой или рулеткой, а углы поворота с помощью угломерного прибора.
Перпендикулярно к магистрали через определенное расстояние (от 20 до 200 м) разбивают поперечники.

На поперечниках через 20 – 200 м разбивают пикетаж и в местах перегибов скатов обозначают плюсовые точки. При необходимости разбивают поперечники второго порядка. Общее число нивелируемых точек должно обеспечивать уверенное проведение горизонталей на плане.
На Рис. 20.

1 показана одна из применяемых схем нумерации пикетов: в числителе – порядковый номер пикета, в знаменателе – номер поперечника.

Рис. 20.1. Схема нивелирования поверхности по параллельным линиям с поперечниками.

На открытой местности нивелируют сразу несколько поперечников, а в закрытых местах (и при расстояниях между поперечниками, больших 100 м) – каждый поперечник отдельно.

20.2. НИВЕЛИРОВАНИЕ СПОСОБОМ КВАДРАТОВ

Способ квадратов представляет собой частный случай способа параллельных линий. Размеры квадратов зависят от характера рельефа местности, заданной высоты сечения рельефа, цели съемки и ее объема. Обычно длину стороны квадрата делают такой, чтобы она пересекалась в среднем одной горизонталью.

В середине малого участка (например, под постройку) разбивают угломерным прибором (экером, гониометром) две взаимно перпендикулярные оси. На осях откладывают равные отрезки и в полученных точках опускают перпендикуляры, на которых откладывают такие же отрезки.

Вершину каждого квадрата (пикет) обозначают на местности колышком, вбитым вровень с поверхностью Земли, и сторожком с соответствующим обозначением пикета.

При разбивке квадратов производят съемку ситуации, занося полученные данные в абрис (рис. 20.2) На нем стрелками показывают направление скатов местности.

Пикеты, расположенные на сторонах квадратов, обозначают либо так же, как в способе параллельных линий, либо буквой и числом, соответствующими вертикальной и горизонтальной линиям сетки.

Рис. 20.2. Абрис нивелирования по квадратам

По окончании разбивки производят нивелирование квадратов. Расстояние от нивелира до рейки должно быть  100 – 150 м.

Рис. 20.3. Схема нивелирования по квадратам.

В зависимости от величины квадратов с одной станции нивелируют точки, относящиеся либо к одному, либо к нескольким квадратам (рис. 20.3.). Отсчеты по рейкам, выполненные на каждой станции, целесообразно записывать на отдельном схематическом чертеже.

Полевым контролем служит равенство сумм накрест лежащих отсчетов а и b по рейкам, установленным в связующих точках двух соседних станций,
ai+1 + b1 = ai + bi+1,
где i — номер станции.

Расхождения допускаются в пределах 4 – 10 мм в зависимости от точности выполняемых работ.

Камеральные работы Камеральная обработка результатов нивелирования по квадратам состоит в следующем:

1.

Обработка прямого и обратного нивелирного хода привязки съемочного обоснования к пункту государственной нивелирной сети. Вычисляют превышения между одной из точек съемочного обоснования и пунктом государственной нивелирной сети.

Если расхождение между ∑hпр и ∑hобрпрямого и обратного нивелирного хода для технического нивелирования не превышает

fH  ≤  50 мм,
где L – длина двойного нивелирного хода привязки, км,
то вычисляют среднюю сумму превышений ∑hср и высоту точки обоснования:
НТО = НРП + ∑hср Если топографическая съемка выполняется в условной системе высот, то этот этап работы не выполняют.

2. Осуществляют уравнивание нивелирного хода (обычно замкнутого) съемочного обоснования.

Если полученное значение невязки меньше допустимой для технического нивелирования, то невязку в превышениях распределяют между связующими точками съемочного обоснования поровну с обратным знаком:
hисп = hср  –
где n — число связующих точек съемочного обоснования.
3. Вычисляют высоты связующих точек.
4. Высоты промежуточных точек вычисляют через горизонт прибораHГП. Высоты точек определяют с точностью до 1 см.

5. Составляют топографический план. На листе чертежной бумаги в заданном масштабе строят сетку квадратов и наносят характерные точки рельефа и ситуации. Около каждой вершины квадрата и точки рельефа выписывают соответствующие высоты с точностью до 1 см.

Методом графической интерполяции высот проводят горизонтали с заданной высотой сечения. Интерполирование осуществляют по сторонам квадратов, а также по направлениям, указанным на абрисе. Топографический план оформляют тушью в принятых условных обозначениях.

20.3. НИВЕЛИРОВАНИЕ СПОСОБОМ ПОЛИГОНОВ

Способ полигонов применяется на открытой местности с ясно выраженными формами рельефа. По характерным линиям рельефа прокладывают теодолитно-нивелирные ходы с разбивкой пикетажа и поперечников (рис. 20.4). Число высотных точек должно обеспечивать проведение горизонталей с заданной высотой сечения рельефа. Ходы увязывают по принципу «от общего к частному».

Рис. 20.4. Схема нивелирования способом полигонов.

20.4. НИВЕЛИРОВАНИЕ ПОЛЯРНЫМ СПОСОБОМ

Полярным способом пользуются в полузакрытой местности, крутизна скатов которой позволяет применять геометрическое нивелирование. Для нивелирования полярным способом лучше всего пригоден нивелир с горизонтальным кругом и дальномерной сеткой нитей.

Станциями являются вершины теодолитно-нивелирного хода, располагаемые так, чтобы с них можно было снять характерные точки ситуации и рельефа, расположенные в радиусе 100 – 150 м. Расстояния до точек измеряют дальномером. Отсчеты по нитям сетки и по горизонтальному кругу записывают в журнал.

Кроме журнала ведут абрис-кроки, на котором схематически показывают ситуацию, характерные точки и линии рельефа, направления скатов местности. При нивелировании поверхности равнинной местности, когда со станции можно выполнить нивелирование нескольких точек, целесообразно применять способ непосредственного отсчета по рейке отметки точки.

К верхнему концу рейки приделывают выдвижную подставку, на которую ставят рейку, так чтобы нуль-пункт ее оказался вверху. После установки нивелира на станции рейку ставят подставкой на точку А (рис. 20.5) с известной отметкой.

Рис. 20.5. Нивелирование с рейками для непосредственного отсчета отметок.

Например.  НА = 162,322 м, и выдвигают подставку так, чтобы по средней нити визирной сетки был выполнен отсчет а =2,322 м, отличающийся от отметки НА точки А  на целое число Н0 = 160 м.

Если рейку с закрепленной подставкой установить на точке местности и сделать отсчет b. Прибавив к нему постоянное для данной станции число Н0, получим значение снимаемой точки 

Нсн  = b – Н0,

которое без всяких промежуточных записей заносится в журнал.
При составлении плана вершины опорных ходов наносят по координатам, а остальные точки — графически. По отметкам точек, руководствуясь абрисом, проводят горизонтали.

20.5. НИВЕЛИРОВАНИЕ КРУТЫХ СКАТОВ. ВАТЕРПАСОВКА

При нивелировании крутых скатов приходится уменьшать расстояния между связующими точками, так как при нормальных расстояниях бывает невозможно выполнить отсчеты по установленным в этих точках рейкам: визирный луч проходит либо над рейкой, либо под ней.

Если такой случай произойдет при нивелировании линии с разбитым пикетажем, то в качестве связующих точек используют не пикеты, а плюсы. Если же плюсов нет, то выбирают дополнительную точку, называемую иксовой, или просто иксом, так как расстояние до нее не измеряется и потому неизвестно.

При пользовании иксовыми точками устанавливают нивелир так, чтобы выполнить по задней рейке возможно больший отсчет; переднего же реечника посылают вперед до тех пор, пока по установленной им рейке не будет выполнен отсчет порядка 300 мм.

Иксовая точка служит лишь для передачи высот по ходу, поэтому она может быть выбрана где угодно – не только на оси нивелирования, но и в стороне от нее (рис. 20.6).

Рис.20.6. Нивелирование крутого ската.

Для установки рейки в иксовой точке забивают кол. Скаты иногда бывают столь крутыми, что иксовые точки приходится выбирать близко друг от друга. Чтобы иметь возможность выполнить отсчеты по установленным в них рейкам, нивелир ставят в стороне от оси нивелирования примерно на одинаковых расстояниях от связующих точек.

На очень крутых скатах установить нивелир невозможно. В таком случае пользуются упрощенным приемом нивелирования, называемым ватерпасовкой (от английских слов water — вода и poise — равновесие). Ватерпасовка производится ватерпасом, в простейшем случае (рис. 20.

7) состоящим из трех линеек длиной 40 – 50 см, образующих треугольник.

Рис 20.7. Ватерпас с отвесом.

В одном углу треугольника имеется крючок, на котором подвешен отвес на нити. На линейке против крючка с отвесом нанесены деления. При установке линейки с делениями в горизонтальное положение острие отвеса должно находиться точно против середины разделенной шкалы. При работе линейка с делениями накладывается на горизонтальный брусок.

Более удобен ватерпас с уровнем  (рис. 20.8). Частями этого ватерпаса являются: уровень, легкий брусок длиной 2 – 3 м, толщиной 3 – 4 см и шириной 5 – 10 см и рейка с сантиметровыми делениями, устанавливаемая во время работы вертикально.

Рис. 8.17. Ватерпас с уровнем.

Порядок ватерпасовки.
Между точками, разность высот которых должна быть определена, забивают колья на расстояниях, равных длине горизонтального бруска. Затем на нижний колышек ставят рейку, а на верхний укладывают конец бруска с привязанным к нему уровнем.

Второй конец бруска приподнимают до тех пор, пока пузырек уровня не окажется в нуль-пункте. После этого по рейке определяют деление, против которого находится нижняя грань бруска. Отсчет выполняют с точностью до 0,2 см. Для контроля накладывают на верхний колышек поочередно оба конца бруска.

За окончательное значение отсчета принимают среднее арифметическое из отсчетов, выполненных при двух положениях бруска.

Рис. 20.9. Ватерпасовка.

20.6. КОНТРОЛЬ НИВЕЛИРОВАНИЯ

Грубые ошибки при нивелировании могут произойти из-за неверного отсчета по рейке. Поэтому нивелирные работы организуются так, чтобы измерения надежно контролировались.
Методами контроля являются следующие.

  • Применение двусторонних реек. Это позволяет контролировать правильность выполненных отсчетов.
  • Нивелирование с изменением высоты инструмента на каждой станции. Теоретически разности отсчетов, сделанных по рейкам при каждой высоте инструмента, должны быть одинаковы:

а1 – b1 = a2– b2  или   a1 – a2 = b1 – b2.

Для того чтобы отсчеты по рейкам, выполненные при разных вы­сотах инструмента, отличались друг от друга последними тремя цифрами, надо высоту инструмента изменять не меньше чем на 100 мм.
3.

Нивелирование между пунктами с известными отметками. Алгебраическая сумма превышений по нивелирному ходу должна равняться разности отметок

Нк конечного и Нн начального твердых пунктов:  Σh = Нк – Нн
4. Последовательное нивелирование двумя инструментами.

Алгебраические суммы превышений, измеренных каждым нивелиром, должны быть равны
                                            Σh1 = Σh2 Этот способ контроля является самым надежным.

5. Нивелирование в прямом и обратном направлениях.

Алгебраические суммы превышений  Σhпр  по прямому ходу и Σhобр  по обратному должны быть равны по абсолютной величине и противоположны по знаку

Σhпр = Σhобр
6. Нивелирование с двумя рядами точек. При этом способе нивелируют контрольный ряд точек, расположенный в нескольких метрах от основного ряда приблизительно параллельно ему. Точки контрольного ряда должны находиться выше или ниже точек основного ряда для предотвращения ошибок при записи отсчетов в журнал. Нивелир устанавливают примерно в центре четырехугольника, образованного точками, нивелируемыми на данной станции. Контролем правильности отсчетов по рейкам на станции является удовлетворение равенства

0 – ак) + (ак – bк) + (bк – b0) + (b0 – а0) = 0,

где а0, ак, bк, b0, а0 – отсчеты по рейкам, установленным в задней и передней точках основного и контрольного рядов.
7. Нивелирование сомкнутого полигона. Алгебраическая сумма превышений должна равняться нулю
Σh = 0
Обычно под влиянием случайных ошибок измерений указанные выше контрольные равенства не удовлетворяются. Величины предельных расхождений (невязок) зависят от точности нивелирования: они указываются в соответствующих инструкциях и наставлениях. Если фактически полученные расхождения превосходят допустимые предельные расхождения, то работа переделывается.


Вопросы и задания для самоконтроля

  1. В каких случаях производят нивелирование способом параллельных линий?
  2. В чем сущность нивелирования способом параллельных линий?
  3. В чем сущность нивелирования способом квадратов?
  4. В чем сущность нивелирования способом полигонов?
  5. В чем сущность нивелирования полярным способом?
  6. Какие элементы включает камеральная обработка результатов нивелирования по квадратам?
  7. В чем сущность ватерпасовки?
  8. В каких целях выполняют контроль нивелирования?
  9. Какие методы применяют для контроля нивелирования?

Источник: http://topography.ltsu.org/geodezy/g20.html

Сп 121.13330.2019 аэродромы. снип 32-03-96, сп (свод правил) от 30 января 2019 года №121.13330.2019

Журнал нивелирования поверхности грунтовой летной полосы

СП 121.13330.2019

_________________________________________________________________
Текст Сравнения СП 121.13330.2019 со СП 121.13330.2012 см. по ссылке.- Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________

ОКС 93.120

Дата введения 2019-07-31

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ – ЗАО “ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ”, ФГУП ГПИ и НИИ ГА “Аэропроект”

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 “Строительство”

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 января 2019 г. N 64/пр и введен в действие с 31 июля 2019 г.

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 121.13330.2012 “СНиП 32-03-96 Аэродромы”

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте разработчика Минстрой России в сети Интернет

Введение

Настоящий свод правил разработан с учетом положений федеральных законов от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании”, от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”, от 22 июля 2008 г.

N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”.

Учтены также требования сводов правил системы противопожарной защиты, международных и европейских нормативных документов, применены единые методы определения и оценки эксплуатационных характеристик.

Свод правил разработан авторским коллективом ЗАО “ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ” (руководитель темы – И.П.Потапов, д-р техн. наукЛ.А.Андреева, инженеры А.В.Багинов, И.В.Музыкин, С.В.Стукалов); ФГУП ГПИ и НИИ ГА “Аэропроект” (д-р техн. наукА.П.Виноградов, канд. техн. наукВ.И.

Березин, В.А.Сабуренкова, М.Д.Суладзе, Н.С.Ледовская, инженеры В.А.Коблов, Э.С.Цопанов, И.Н.Панченко, Н.А.Ромашкова-Мазова, Ю.Б.Скоробогатая, А.Ю.Бочарова, А.В.Девдариани, Н.В.Богачев); ОАО “ПИиНИИ ВТ “Ленаэропроект” (канд. техн. наукВ.Н.Вторушин).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования к проектированию и распространяется на вновь строящиеся и реконструируемые сооружения аэродромов (вертодромов).

1.2 Требования настоящего свода правил не распространяются на проектирование посадочных площадок на судах, буровых платформах, зданиях и специальных сооружениях.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия

ГОСТ 7473-2010 Смеси бетонные. Технические условия

ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 9128-2013 Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия

ГОСТ 10060.0-2012* Бетоны. Методы определения морозостойкости________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 10060-2012. – Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 12248-2010 Грунты. Метод лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости

ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний

ГОСТ 18105-2010 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности

ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия

ГОСТ 22283-2014 Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения

ГОСТ 23161-2012 Грунты. Метод лабораторного определения характеристик просадочности

ГОСТ 23558-94 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия

ГОСТ 25100-2011 Грунты. Классификация

ГОСТ 25584-2016 Грунты. Методы лабораторного определения коэффициента фильтрации

ГОСТ 25607-2009 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия

ГОСТ 25820-2014 Бетоны легкие. Технические условия

ГОСТ 25912-2015 Плиты железобетонные предварительно напряженные для аэродромных покрытий. Технические условия

ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием

ГОСТ 30491-2012 Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия

ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия

ГОСТ 33147-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Плиты дорожные железобетонные. Методы контроля

ГОСТ Р 56925-2016 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерения неровностей оснований и покрытий

СП 32.13330.2018 “СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения”

Источник: http://docs.cntd.ru/document/560641612

Журнал нивелирования

Журнал нивелирования поверхности грунтовой летной полосы

Работа с журналом нивелирования в геодезии предполагает следующую последовательность:

  • изначально устанавливается показатель превышения передних связующих точек над задними;
  • далее осуществляется постраничный контроль за исчислением превышения;
  • затем определяются отметки связующих точек в полной составе, согласно исходной отметке репера;
  • определяется высотная неувязка и сравнивается впоследствии с допустимой;
  • вычисляются отметки промежуточных точек.

Рисунок 1. Формулы в нивелировании. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Далее все данные, которые были определены, заносятся в журнал нивелирования и производятся постраничный контроль.

Журнал нивелирования трассы

Нивелирование трассы осуществляют методом прокладывания нивелирного хода вдоль трассы. При этом он состоит из некоторого количества станций.

Данное нивелирование производится сразу после того, как была выполнена разбивка пикетажа (стандартно это выполняется посредством двух нивелиров по двусторонним рейкам).

Благодаря первому прибору нивелируются все точки по трассе (плюсовые точки, пикеты, реперы, а также главные точки кривой).

Посредством второго прибора нивелируются для контроля исключительно реперы, связующие пикеты, геологические выработки на трассе и поперечники.

  • Курсовая работа 450 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 190 руб.

Замечание 1

Пикеты километровых дистанций и реперы обязательно нивелируются в качестве связующих точек двумя нивелирами. Связующими называются точки, которые оказываются общими в отношении двух стоянок нивелира. В то же время остальные находящиеся на трассе точки получили название промежуточных.

Нивелирование по ходу стандартным способом осуществляют посредством «метода из середины», с установлением при этом равенства плеч ориентировочно. Также учитывается, что связующие точки (в зависимости от увеличения размеров зрительной трубы) можно брать:

  • через каждые сто метров (связующими точками в данном случае послужат все пикеты);
  • через каждые двести метров (будут задействовано только 50% пикетов).

Рисунок 2. Пример схемы нивелирования трассы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Показатель превышения между пикетными и связующими точками будет определен по черной и красной стороне реек. В условиях работы с односторонними рейками он определяется при двух горизонтах нивелира.

Замечание 2

Сложности с определенными условиями местности (например, крутые склоны) зачастую вынуждают существенно преуменьшать расстояния между связующими точками, что крайне нежелательно, поскольку рост числа станций в ходе провоцирует увеличение объема работы и значительное накопление погрешностей при суммарном превышении.

В условиях отсутствия второго нивелира, трасса нивелируется дважды по разбитому пикетажу. При этом имеются в виду прямое и обратное направления. Высотную привязку к реперам трассы выполняют нивелирные ходы (от реперов до точек трассы). Связующими точками (при определенных условиях местности) выбираются соседние пикеты и нивелируются все промежуточные точки между ними с одной станции.

На местности, где присутствуют большие уклоны земной поверхности, часто связующими точками выступают плюсовые точки или же специально устанавливаемые х-точки. Это возможно в ситуации невозможности нивелирования с одной станции двух соседствующих точек пикетажа.

В таком случае между точками пикетажа будет выбираться одна или же количество х-точек будет больше. Это позволит произвести нивелирование, благодаря им. Х-точки служат исключительно для передачи отметок. Это объясняет отсутствие измерений расстояний от них до пикетов и нанесений этих точек на профиль.

Журнал нивелирования поперечников

Определение 1

Поперечники выступают прямыми линиями, перпендикулярными направлению трассы. Разбиваются они обычно экером или теодолитом в правую и левую стороны от оси трассы минимально на 20 м и максимально – на 50.

Если позволяют условия местности, нивелирование поперечников выполняется со станций, ближайших к ним. Это станции продольного нивелирования трассы.

В ином случае поперечники нивелируются уже с отдельных станций, тогда отсчеты по рейке специалисты будут брать на всех точках поперечника. При этом они берутся исключительно по черной стороне рейки. Отсчеты записывают на отдельных страницах в конце журнала нивелирования.

Станции нивелирования на поперечниках выбираются таким образом, чтобы становились заметными отсчеты на все точки поперечника, как левые, так и правые от его оси). Также сюда будут относиться отсчеты на одну либо две точки, которые лежат на трассе (в основном, – на передний или задний пикеты, либо плюсовые точки).

Вычисление высот точек на поперечниках осуществимо через горизонт нивелира. Поперечные профили трассы составляются по высотам точек на поперечниках.

Геодезические приборы для обработки данных журнала нивелирования

Активное развивающаяся в технологическом плане микропроцессорная и вычислительная техника привела к ситуации с широким внедрением цифровых приборов в производство. Так, было отмечено появление таких приборов, как:

  • электронные тахеометры;
  • цифровые нивелиры;
  • высокоточные принимающие устройства сигналов навигационных спутников;
  • геодезические сканеры.

Это, в свою очередь, спровоцировало быстрое развитие разных цифровых технологий, разработку мощных пакетов прикладных программ, допускающих обработку геодезических измерений, выполненных любыми геодезическими системами и приборами.

Подобный подход стал определяющим в появлении электронного тахеометра, названного, благодаря своим функциям, общей измерительной станцией. Таким тахеометрам удалось вытеснить, как отдельно существующие приборы, светодальномеры и традиционные оптические теодолиты.

Электронный тахеометр стал выполнять функции главного прибора при проведении топографических съемок, а также разбивочных работах, решении различных инженерно-геодезических задач.

Работа исполнителя (то есть оператора подобного прибора) будет сводиться к визированию на цель (зачастую, веху с отражателем) и нажатию кнопки отсчета. При этом специалист должен иметь соответствующую квалификацию и хорошо знать местность, ее контурную нагрузку и рельеф при выборе места установки отражателя.

Значительная часть времени будет затрачиваться оператором в процессе приближенного наведения, перефокусировки трубы, точного наведения. Стоит учитывать, что спустя несколько часов таких действий начинается снижение внимания оператора, появляется резкая усталость глаз, позвоночника, рук и ног.

Это обуславливает дальнейшее развитие конструкций тахеометров в сторону их роботизации (создание приборов с сервомоторами (простые), с системой слежения (полуроботы), с наличием дистанционного управления (роботы)).

Источник: https://spravochnick.ru/geodeziya/cel_i_zadachi_nivelirovaniya/zhurnal_nivelirovaniya/

Легальность
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: